Древние храмы «Ключ-города»

0
25

Древние храмы «Ключ-города»

Смоленск — один из древнейших российских городов. В летописях он упоминается с 863 года, когда плывшие по Днепру воины Аскольда и Дира не рискнули войти в него, отметив, что град велик и богат людьми. Первые его постройки находились в районе Гнездово, деревни в 14 км от современного Смоленска. Столетие за столетием войны, бушевавшие на смоленской земле, стирали то, что строили на века. Не раз переходивший из рук в руки русских, литовских и польских властителей, уже своим расположением он был призван закрывать неприятелю дорогу к сердцу России, Москве, и потому получил прозвание «Ключ-города». А феникс на обращенном к Западу пушечном стволе — герб Смоленска — символизирует возрождение этой земли после каждого разорения.

От матери городов русских

Древние храмы «Ключ-города»

Крещение Руси киевским князем Владимиром привело, естественно, к возникновению потребности в храмовом строительстве по сложившимся в Византии канонам. В Киев и другие русские города, где возникали православные епархии, приглашали зодчих и иконописцев из Константинополя, принесших с собой знания и опыт создания каменных храмов.

Архитектурное искусство византийцев, или, как их называли в нашей стране, греков, поскольку говорили в Восточной Римской империи преимущественно на греческом языке, впитало в себя традиции античности, греческие и римские ордера, использование как природных, так и искусственных строительных материалов, умение использовать особенности рельефа для усиления эмоционального воздействия своих величественных произведений на человека.

Римская базилика, членившая здание колоннами на параллельные друг другу помещения — нефы, стала широко использоваться при сооружении христианских храмов. Византийцы широко применяли купольные и сводчатые конструкции, и уделяли особое внимание отделке и внутреннему убранству церквей, что покорило посланников киевского князя, размышлявшего о выборе веры для консолидации русского общества и укрепления княжеской власти. 

Строили на Руси преимущественно из дерева, применяя глину и природный камень. Русские избы не сильно изменились в своем облике за прошедшие две тысячи лет: на севере это — просторные рубленные дома, на юге, где мощных прямых бревен не хватало,  постройки из нетолстых, кривоватых стволов и прутьев обмазывали глиной. И потому в северных землях архитекторов называли плотниками — сплачивающими бревна в связки-плоты, а на юге — зодчими, мастерами глинобитного дела, созидавшими из глины (зьдъ — глина, зьдарь – горшечник, здатель - строитель) «здания».

Впрочем, академики продолжают вести спор о времени появления слова «зодчий» в нашем языке. Так или иначе, но строители византийских артелей пришли не на пустое место. В Киеве, Чернигове, Смоленске и других русских городах их встретили способные и быстро обучаемые русские мастера, перенявшие у наследников античности умение создавать храмы, не подавлявшие, но покорявшие своим величием и красотой.

Древние храмы «Ключ-города»

Первой над Киевом поднялась Десятинная церковь — десятую часть своих доходов равноапостольный князь повелел отдавать на ее строительство, завершившееся к 996 году. До нас, увы, дошли только ее фундаменты — сам храм был разрушен в 1240 г. после взятия Киева Батыем. Предполагают, что за образец была принята Фаросская церковь Константинополя, домовый храм императоров, также не сохранившаяся (была разграблена после штурма города крестоносцами в 1204 г., пришла в запустение и разрушилась).

До строительства Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом стольного града. Греческие зодчие впервые здесь, на Руси, применили плинфу — плоский кирпич толщиной 2-4 см и известковый раствор — цемянку, с добавлением кирпича толченого. В кладку добавляли природный камень — и для прочности, и для экономии.

Древние храмы «Ключ-города»Плинфа — визитная карточка, если можно так выразиться, для русских храмов, возведенных в XI – XII вв. Другая же характерная особенность — кладка стен «с утопленным рядом», когда мастера как бы сдвигали отдельные ряды кирпичей внутрь, создавая таким образом своеобразный узор из горизонтальных полос. Сдвинутые ряды покрывали снаружи розоватой цемянкой, сам же храм не штукатурили, и он представал перед восхищенными горожанами нарядным и легким. В стены закладывали полые сосуды — голосники для улучшения акустики и снижения нагрузки на фундамент.

По византийской традиции храмы окружали пристроенными галереями и дополняли приделами, освященными в честь православных святых. Стены расписывали изнутри фресками и выкладывали мозаикой из специально изготовленной смальты — небольших кусочков окрашенного стекла, дошедшей до нас в стенах киевской Софии. Одновременно с ней в середине XI в. строятся София Новгородская, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. А в 1101 г. пришедший из Чернигова в Смоленск Владимир Мономах начинает возведение Успенского собора — самого знаменитого храма ключ-города над Днепром.

На Соборном холме

 Два года заняло у зодчих Владимира Мономаха возведение на высоком холме Успенского собора, возвышающегося над всем городом. Сегодня его видно каждому, кто подъезжает к Смоленску — но это вовсе не то здание, что закладывал отец основателя Москвы. От древнего храма остался лишь фундамент, на котором в течение столетия после освобождения Смоленска от польских захватчиков восстанавливали собор, и его облик впитал в себя традиции и московского, и елизаветинского барокко, перекликаясь с расстреллиевским Смольным собором в Питере и его же проекта киевской Андреевской церковью. Завершил работу в 1732-1740 гг. архитектор А. И. Шедель в традициях храмового зодчества XVII века — пятиглавие на четверике, при этом — с роскошным внутренним убранством, многослойной деревянной золоченой резьбой, росписью стен, выполненной под влиянием как русских, так и европейских образцов артелью украинских мастеров.

Древние храмы «Ключ-города»

А шесть столетий до этого на холме, получившим и другое имя, Мономахов, располагалась укрепленная княжеская резиденция — детинец. Собор же стал первым каменным зданием в городе, его первым крестово-купольным храмом, сохранившимся без каких-либо существенных изменений до 1611 года. Владимир Мономах принес в него из Чернигова чудотворную икону Богоматери, прозванную Одигитрией — путеводительницей. Ею византийский император Константин Мономах благословил в путь свою дочь Анну, просватанную за киевского князя Всеволода. Анна, в свою очередь, благословила ею своего сына Владимира, княжившего в Чернигове, а затем — в Смоленске.

Святыни собора не были осквернены литовцами, чей князь Витовт взял город в 1404 г., на сто десять лет отняв его у Руси — впрочем, Литва на тот момент была преимущественно православной. Чудотворную икону вывезли в Москву, но в 1456 г., по просьбе смоленского архиепископа и горожан, вернули в захваченный город, сделав предварительно список с нее. При Василии III, отце Ивана Грозного, Смоленск удалось почти на сто лет вернуть России. По этому случаю в Москве был основан Новодевичий монастырь, куда поместили список иконы XV века.

В Смутное время Смоленск выдержал 20-месячную осаду войск польского короля Сигизмунда, но был все же взят. Последние защитники взорвали себя в Успенском соборе. Другой список, 1535 года, переданный городу для крепостной башни над Днепровскими воротами в 1602 г. и потому прозванный «годуновским», прославился на Бородинском поле, где эту икону торжественно проносили перед солдатами накануне сражения. «Годуновская» Смоленская  икона, также считающаяся чудотворной, и находится сейчас в Успенском кафедральном соборе Смоленска.

Древнюю икону «Одигитрия» удалось уберечь и от поляков, и от Наполеона — пропала она в годы Великой Отечественной, но смоляне уверены, что пределы города святыня не покидала и будет обретена вновь. 

После Мономаха

Историки, опираясь на результаты раскопок, утверждают, что в конце  XII в. Смоленску принадлежало первенство среди русских городов по объемам строительных работ. Смоленские зодчие строили и в других городах страны. Русская архитектура не замыкалась в себе — шел постоянный культурный обмен с западными странами, изучались и перенимались новые приемы. В архитектуру пришел готический стиль, и кто знает, какие еще соборы увидели мы в Смоленске, если бы не случился в первой трети несчастливого XII в. мор, а за ним — нашествие Батыя.

Археологи открыли нам фундаменты и нижние части стен, оставшихся от полутора десятков прежних смоленских церквей. Сохранились же в городе на сегодняшний день три храма XII в., и все три — действующие. Это храмы апостолов Петра и Павла на Городянке, Михаила Архангела и Иоанна Богослова. Помянем добрым словом имена смоленских князей, благодаря которым и сейчас можно любоваться этими, прошедшими через страшные, кровавые и смутные века, памятниками древнего благочестия.

Древние храмы «Ключ-города»

Первый, на улице Кашена, что рядом с железнодорожным вокзалом, построен из красного кирпича смоленским князем Ростиславом, отличавшимся большой набожностью. Стены не оштукатурены, и мы можем увидеть древнюю плинфу — золотисто-желтого цвета, наряду и с традиционной красной. На торцах плинф можно увидеть клейма мастеров, отвечавших головой за качество своей работы. Этот одноглавый четырехстолпный храм с традиционным для того времени сферическим куполом на 12-гранном барабане некоторое время служил домовой церковью князя, настоявшего на учреждении в Смоленске епископской кафедры, и был освящен первым смоленским епископом, Мануилом Греком. Размеры храма в плане — 20,5 х 16 м — сопоставимы с его высотой.

Внешняя отделка аскетична — аркатурные пояса по барабану и под полукруглыми завершениями стен, закомарами, полуколонны да вертикальные выступы-лопатки с вырезанными крестами. Храм не имеет притвора (нартекса), и лестница, ведущая на хоры, устроена в западной стене, имеющей двухметровую толщину. Центральную закомару (на северном и южном фасадах) прорезают три щелевидных окна, боковые — по одному. По этому же принципу устроены окна в стенах. Фрески большей частью не сохранились, в отделке внутренних стен использован белый мрамор. Вес стен облегчен голосниками.

В период польской оккупации храм превратили в католический костел и даже украсили полотнами западноевропейских мастеров: Рубенса, Тинторетто... Когда Смоленск в 1654 г. был возвращен Московскому государству, Петропавловскую церковь освятили заново. Гроза двенадцатого года не пронеслась мимо — храм разграбили. После освобождения его восстанавливали за счет царской казны. А в советские годы сначала закрыли главный в епархии Успенский собор, и Петропавловский храм до 1935 года стал кафедральным. В войну пострадал. На восстановлении трудились смоленские реставраторы под руководством П. Д. Барановского — просто диву даешься, сколько сделал этот человек для спасения нашего историко-культурного наследия только в Смоленской области.

Древние храмы «Ключ-города»

С храмом Петра и Павла соседствует Варваринская церковь  XVIII века, выстроенная на деньги местных купцов-благотворителей — с шатровой колокольней, наличниками в стиле «нарышкинского» барокко и высоким крыльцом. Другой храм XII века носит двойное название — церковь Архангела Михаила, или Свирская. Интересно, что смоленские князья, заступая во власть, строили себе новые резиденции. Так и этот храм располагался на территории княжеского двора князя Давида Ростиславовича, здесь и погребенного, кому мы благодарны за возведение в 1192 г. этой святыни.

Древние храмы «Ключ-города»

Высокий однокупольный храм с тремя притворами, благодаря чему в плане имеющий форму креста, исстари восхищал своей красотой и строгостью пропорций даже искушенных летописцев, свидетельством чему строки из Ипатьевской летописи: «… всем приходящим к ней дивится изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всей благодатию исполнена».

Стороны креста приблизительно одинаковы — по 28 метров, высота — 38,5 метров. Устремленность храма ввысь подчеркнута «пучковыми» пилястрами по углам строения. Под кровлей и куполом выполнены декоративные пояса. В кладке стен, как и у Петропавловского храма, применен прием «утопленного» ряда. Наличников еще нет, но над оконными проемами выступают каменные «бровки», которые опираются на выложенные под ними пояса поребрика — рядов кирпичей, расположенных под углом к основной кладке. Высокие, мощные «крещатые» столпы, соединяясь друг с другом арками, поддерживают купол, через щелевидные окна которого льется дневной свет.

Считают, что позже здесь был устроен монастырь. В конце XVIII в. вокруг храма возвели невысокую ограду и построили надвратную колокольню. Польские же католики превратили церковь в костел. При Наполеоне в южную стену попало пушечное ядро, а затем храм разграбили баварские солдаты, уничтожившие иконы и ту часть внутреннего убранства, что горожане не смогли унести. В восстановлении храма принял деятельнейшее участие император Александр I, и в его честь придел церкви был переосвящен во имя св. благоверного князя Александра Невского. Другой придел носит имя Алексия, человека Божиего. Реставраторы надеются вернуть интерьеру храма первоначальный облик. 

Древние храмы «Ключ-города»

Третий, храм Иоанна Богослова, воздвигнут князем Романом Ростиславовичем в 1180 г. и так пострадал от разрушений и переделок, что потерял половину своей высоты, в верхней части и в нем трудно узнать постройку, несущую черты византийского стиля. Это также одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из плинфы и имеющий минимум декора. Апсиды храма прорезаны двумя рядами окон, над четырехскатной кровлей возвышается барочный восьмерик с высоко поднятой главкой на фигурном барабане.

Полагают, что к этому храму, как и к Петропавловской церкви, примыкали несохранившиеся галереи, и внешний вид был также схож. Судя по летописям, внутри храм был богато украшен золотом и финифтью. Рассказывают также, что храм, стоящий на склоне холма, неоднократно смещался вниз во время оползней, но при этом не разрушался. В польские годы и здесь был костел, в советское время — библиотека. Пристроенные в XVIII в. трапезная и колокольня уничтожены во время боев за Смоленск в 1941-43 гг. Благочестивый князь Роман при жизни потратил все свои средства на просвещение и благотворительность, что по смерти его даже не на что было хоронить. Но трое этих смоленских князей делами своими сумели прославить мастерство своих зодчих и иконописцев по всей Руси и за ее пределами.

Текст и фото подготовил Евгений ШАПОЧКИН

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ